Этнокультурный образовательный Центр
Руководитель:
ЦЕЙ Бэла Адамовна
кандидат филологических наук, доцент
Проект этноязыковой школы АдыгLand реализуется в рамках третьей миссии университета. Проект носит просветительский характер и направлен на популяризацию родного языка, повышение его престижа в современном мире и углубление знаний о традиционной адыгской культуре. Кроме того, проект решает профориентационные задачи: привлечение потенциальных абитуриентов на факультет адыгейской филологии и культуры, а также в целом в кластер гуманитарного знания и культуры.
Программа этноязыковой школы АдыгLand нацелена на расширение знаний учащихся о родном языке не только как о средстве общения, но и как о культурно-мировоззренческом явлении. Предполагается «погружение» детей в пространство родного языка через приобщение к богатству традиционной этнической культуры. Проект развивает интерес учащихся к многовековому языковому и культурному наследию адыгов и демонстрирует пути применения этого наследия в современном мире. Все аудиторные и внеурочные занятия, а также мероприятия культурно-развлекательного характера должны осуществляться на адыгейском языке.
В рамках проекта учащиеся приобретут новые знания, умения и навыки через проведение на родном языке творческих занятий, коротких лекций, интерактивных игр, мастер-классов, творческих встреч, викторин, конкурсов и выполнение индивидуальных заданий. Запланированы занятия не только в помещениях, но и под открытым небом, с выездом на экскурсии для осмотра природных и исторических достопримечательностей.
Программа этноязыковой школы включает в себя многоплановую воспитательную работу по формированию сплоченного коллектива, выявлению творческих способностей учащихся, развитию коммуникаций современного формата с опорой на традиционную поведенческую культуру адыгов.
Планируются культурно-развлекательные мероприятия.
Программа выстроена с учетом возрастных когнитивных и физиологических особенностей учащихся 8-10 классов и предполагает чередование различных форм образовательной деятельности с разными видами отдыха и двигательной активности.
К реализации проекта должны быть привлечены специалисты из числа представителей научно-педагогической, педагогической и творческой интеллигенции, а также мастера ДПИ, владеющие адыгейским языком, также 6-8 волонтеров из числа студентов факультета адыгейской филологии и культуры Адыгейского государственного университета (владеющих родным языком). Лекции, конкурсы, викторины и мастер-классы по адыгейскому языку, литературе и этнической культуре адыгов должны проводить преподаватели, имеющие диплом по специальности «родной (адыгейский язык) язык и литература» (10 педагогов) и по специальности «история» (2 педагога). Мастер-классы по народным ремеслам и промыслам должны проводить специалисты, входящие в «Ассоциацию мастеров народных художественных промыслов и ремесел Республики Адыгея». Мастер-классы по адыгским танцам должны проводить специалисты с хореографическим образованием.
Предусматривается индивидуальная оценка достижений и результатов работы участников проекта с итоговым награждением ценными подарками учащихся, показавших наиболее высокие результаты в различных видах отчетности (тестирование, выполнение контрольных работ, индивидуальных заданий).
Проект имеет перспективы для развития, в том числе с привлечением учащихся из адыгских аулов Туапсинского, Лазаревского и Успенского районов Краснодарского края и представителей адыгской молодежи из диаспоры.
Вид проекта: социальный, практико-ориентированный, долгосрочный.
Цель проекта:
-
формирование этнокультурной компетентности у детей старшего школьного возраста;
-
повышение компетентности педагогов и родителей в сфере этнокультурного воспитания и образования.
Задачи:
- Познакомить детей с историческим и культурным прошлым.
-
Способствовать приобщению детей к основным этнокультурным ценностям национальной и региональной культуры, формированию духовно-нравственных качеств.
-
Приобщать к эстетической культуре, воспитывать чувство прекрасного через разнообразные виды художественно-творческой деятельности (декоративно-прикладной, изобразительной, музыкальной, художественно-речевой и театрализованной деятельности и т.д.)
-
Создать условия для формирования целостного этнокультурного пространства национально-патриотического и художественно-эстетического образования и воспитания.
-
Наладить партнерские взаимодействия с мастерами и носителями адыгской национальной культуры, повышать педагогическую культуру родителей.
-
Обеспечить эффективное методическое и дидактическое сопровождение этнокультурного образования и воспитания.